В далекие уже советские времена, когда у нас появились первые, советские же, и импортные кондиционеры, они представляли собой, по большому счету, несложный «конструктор», собранный из холодильника и вентилятора. Двух устройств, с которыми по отдельности все давно уже были знакомы.
И которые кому-то, наконец, пришло в голову объединить вместе. Справиться с ними, что с советскими, что с «не советскими», в принципе, было по плечу почти любому высококвалифицированному цеховому слесарю-универсалу. Достаточно было внимательно прочитать инструкцию, и иметь набор стандартных слесарных инструментов и приспособлений.
Сегодня все иначе. Среди профессионалов все чаще звучит при общении «климат-система», «климат-оборудование», «климат-сервис». Хотя и стародавнее «кондиционер» употребляется все еще часто. Проще так, короче, и, во многих случаях, - понятнее. Для клиента. Хотя сам кондиционер уже давно не является примитивным «ящиком для освежения помещения». А все больше напоминает модуль космического корабля.
Одно только перечисление того, что он сегодня умеет, занимает в прайс-листах по целой странице. А с расшифровкой опций и функций (не всегда даже понятных из названия) – и по две. Не будет удивительно, если лет через десять они («климат-системы») научатся и кофе заваривать, и книжки детям на ночь читать. Впрочем, наверное, половина того, чем обладает сегодняшний «холодильник», оттуда и пришло. Из космоса. То есть – сначала там применили, а потом спустили на Землю. Отдали простым смертным. Пусть попользуются. Заодно и затраты «на космос» как-то оправдываются.
Но с этими аппаратами уже нельзя «по-простому», напильником, кусачками и отверткой. Даже в системах одного типа, но производимых разными компаниями, сейчас накопилось столько тонкостей, что сервис-мастер, подготовленный и сертифицированный для обслуживания продукции определенной фирмы, безоговорочно возьмется поставить кондиционер только этой фирмы. И очень сильно подумает, прежде чем согласиться на работу с «чужим» оборудованием. Там ведь иногда и защита от промышленного шпионажа встречается.
Хотя без обслуживания никакая «климат-система», конечно, не останется. Если где появляется «климат-сервис», - там сразу же появляется и мастер по его наладке. А вот откуда он «появляется», где его готовили (или сам готовился), и что может «предъявить» в подтверждение своего мастерства – это уже надо смотреть. Очень внимательно.
Конкуренция, до недавних пор достаточно жесткая непосредственно в продажах на этом рынке, постепенно проникает и в сферу послепродажного обслуживания. Раньше ситуация здесь была относительно стабильной и, почти у всех одинаковой. Набор услуг был типовым, стоимость исчислялась в процентах от продажной цены или была фиксированной суммой. Сейчас сезонные скидки на монтаж и установку «гуляют» от стандартных десяти – пятнадцати процентов аж до пятидесяти. Конечно, установочный центр кондиционеров, являющийся подразделением мощной крупной компании, может работать по себестоимости. И даже в убыток. Его «дефицит бюджета» покрывается прибылью от самой продажи устройств. Но маленькая самостоятельная фирма, если она серьезная и профессиональная, – такого себе позволить не может.